На русском рубеже


Начало | Архив

Флот, который должен умереть

В прошлом году, во время ежегодного празднования Дня военно-морского флота, проходившего 27 июля, главнокомандующий российского флота адмирал Владимир Высоцкий похвастался, что российский флот может получить шесть авианосных ударных групп в дополнение к уже имеющимся боевым кораблям. По его словам, строительство новых кораблей должно было начаться в 2012 году. Три авианосца должны были быть приписаны к Северному флоту, а другие три - к Тихоокеанскому.

Реальность сегодня такова, что не только сама идея постройки и управления Россией авианосных ударных групп является невозможной мечтой, но и сооружение достаточного количества новых кораблей, которые заменят те, что износились за десятилетия службы, не является реалистичной перспективой. Авторы аналитического обзора “ВМФ РФ на зарубежных кораблях”, опубликованного недавно в авторитетном московском еженедельнике “Независимое военное обозрение”, утверждают, что на сегодняшний момент российский флот находится в состоянии необратимого коллапса.

В этом аналитическом материале утверждается, что основной причиной этого коллапса является состояние российской судостроительной промышленности, которая не в состоянии “обеспечить кораблями собственный флот ни по количественным, ни по качественным параметрам”. По словам экспертов, опрошенных при написании статьи, руководство российского флота “понимает, что ситуация безнадежна, и пытается найти выход, рассматривая возможность покупки кораблей за рубежом”.

Источники в российской промышленности сообщают, что представители флота провели переговоры с двумя главными судостроительными предприятиями Франции - Direction des Constructions Navales Services (DCNS), представлявшей свою продукцию в России впервые, и Thales.

Лишь понимание того, как давно в России существовала сильная судостроительная промышленность, уходящая корнями к правлению царя Петра Великого, позволит увидеть, насколько она деградировала сегодня. Одно из наиболее известных предприятий КБ “Рубин”, занимающееся конструированием подводных лодок, было основано в 1901 году и отвечало за разработку тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Например, проекта 941 (“Акула”).

Мой коллега посетил КБ “Рубин” в Санкт-Петербурге несколько лет назад, будучи проездом из Москвы, и был шокирован увиденным. “В главном конструкторском здании КБ почти не было людей, работавших над проектами подлодок, - рассказал он мне. - Большинство офисов были сданы в аренду частным компаниям, занимавшимся разного рода бизнесом, не имевшим ничего общего с судостроением - и это единственный доход, который позволяет “Рубину” оставаться на плаву. Они не получают из государственного бюджета ни копейки. Сочетание почти двух десятилетий анемичного государственного финансирования судостроительной промышленности и практически полное отсутствие новых боевых кораблей привели к ситуации, в которой флот больше не может поддерживать свою деятельность, а промышленность не может его спасти. Покупка или совместное производство боевых кораблей в сотрудничестве с Францией, могут отсрочить неизбежное, но покупка современных западноевропейских кораблей, скорее всего, обернется такими расходами, которые Россия, находящаяся в экономическом штопоре, просто не может себе позволить.

Репортаж “Независимого военного обозрения” бьет с носка: “ ВМФ РФ находится в состоянии необратимого коллапса. Через 10 лет в нем останется менее 50 единиц (от катера до крейсера), что неприемлемо мало даже для одного “малого флота” типа БФ и ЧФ. Газета оценивает ситуацию на флоте как наихудшую за почти столетие и заключает, что “нынешняя катастрофа сопоставима лишь с тем, что произошло с флотом в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Если даже во время нефтегазового бума 2000-х ВМФ фактически не получил ничего, то сейчас в период тяжелого кризиса, сомнений нет - флот умрет в ближайшие годы. Это не предположение, это факт”.

Те боевые корабли, которые еще находятся в рабочем состоянии, используются все меньше, чтобы продлить срок их службы. Это особенно верно в отношении флота подлодок, чье постоянное патрулирование времен “холодной войны” практически сошло на нет. На проведенных в прошлом ноябре у побережья Южной Америки совместных учениях с венесуэльским флотом, российские корабли принимали лишь символическое участие. Лишь четыре российских корабля смогли пересечь Атлантический океан.

Если не произойдет какого-нибудь непредвиденного чуда, у российского флота нет никакого будущего, и со временем он умрет. Единственный вопрос, остающийся пока без ответа, состоит в том, кто из двоих российских лидеров - президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин - понесет за это ответственность.

Рубен Джонсон, 15 июля 2009, «The Weekly Standard», США

 

P.S. Как передало на днях радио «Эхо Москвы», после краткосрочной поездки премьер-министра В.В. Путина в июне этого года на Алтай, было принято решение о строительстве новой резиденции премьера в Чемальском районе этого края. Здесь прекрасная природа, горные лыжи и охота…

На фотографии: Последний парад «Курска» в День Военно-Морского Флота 30 июля 2000 года.

 



на главную страницу
постоянный адрес http://russrubezh.narod.ru/10_09/flot.html


Copyright © 2008-2009 Russrubezh.narod.ru
Hosted by uCoz