постоянный адрес http://russrubezh.narod.ru/obrazov.html


Начало | Архив

Образование для всех: от младенчества до студенчества

В канун нового учебного года в редакции газеты «Правда» состоялся «круглый стол» на тему: «Образование для всех: от младенчества до студенчества», организованный по инициативе редакции «Правда», ЦК КПРФ и общероссийского общественного движения «Всероссийский женский союз» - «Надежда России». А 28 августа в школе №12 пос. Чкаловский прошла районная педагогическая конференция. Мы попросили прокомментировать эти события депутата Московской областной Думы Наталью Николаевну Еремейцеву, которая принимала участие и в заседании «круглого стола», и в августовской конференции.

- ВЫСТУПЛЕНИЯ на «круглом столе» в «Правде» были настолько актуальны и интересны, что, будучи приглашенной на районную августовскую педагогическую конференцию, я не могла не удержаться, чтобы не донести до педагогов района основные моменты состоявшейся дискуссии. Впрочем, это была, скорее, не дискуссия, а выступления единомышленников, которые, по мнению заместителя председателя Государственной думы И.И.Мельникова, сделали все, от них зависящее, чтобы система образования, сложившаяся в стране, не была развалена до конца.

Какие же основные идеи прозвучали на заседании «круглого стола»? Открывая заседание, И.И.Мельников подчеркнул, что во всем мире заметна тенденция наращивания внимания к образованию, которое выступает ныне одним из главных источников достижений в сфере экономики. А если обратить взор на нашу страну, то можно удовлетвориться только тем, что образование оказалось той сферой, которая разрушена меньше по сравнению с другими социальными сферами. И все-таки доступность и качество отечественного образования продолжают заметно снижаться. Либеральный курс власти направлен на то, чтобы подчинить образование сиюминутным рыночным потребностям, превратить его в элитарную услугу. Ограничиваются конституционные права граждан, растет их неравенство в этой области.

Конечно, в последние годы были и какие-то позитивные шаги в этой сфере, но даже они осуществлялись удивительно неуклюже. Возьмем для примера плату за классное руководство. Дело, конечно, благое. Но это - надбавка не всем, она не индексируется. А с 2010 года государство вообще намерено отказаться от этого обязательства, переложив груз этой надбавки на власти субъектов федерации.

Несмотря на заявляемую правительством приоритетность сферы образования, оно постоянно снижает долю бюджетных расходов на образование. В 2007 году доля образо-вания в расходах федерального бюджета составляла чуть более 5%. В 2008 году на эту статью приходится 4,79%. В следующем году она снизится до 4,65%. В 2010 году - уже 4,53%. Такую тенденцию математики называют монотонно убывающей функцией. Далее, если сопоставить нынешние расходы и расходы доперестроечных 70-х годов, то доля образования с 7% валового внутреннего продукта уменьшилась до 3,5%, тогда как в развитых капиталистических странах этот показатель составляет 5,3-5,5%.

Что касается национального проекта «Образование», то и он сейчас свертывается, хотя представители КПРФ, как отметил И.И.Мельников, предлагали его расширить, включив в него наиболее злободневные позиции:
- восстановление системы дошкольного образования (за последние годы вдвое сократились численность и доля детей, которые посещают дошкольные учреждения, при этом детских садов катастрофически не хватает);
- борьба с беспризорностью и необходимость посадить за парты всех детей школьного возраста (речь идет о 2,5 млн подростков). Решению этой задачи способствовало бы и доведение размера детского пособия на каждого ребенка до прожиточного минимума;
- было бы целесообразно обеспечить достойную зарплату всем работникам образования. Мы предлагали приравнять учителей по оплате труда и пенсионному обеспечению к государственным служащим;
- восстановить общеобразовательный телеканал для населения;
- определить шаги к переходу к общедоступному высшему образованию, как это делают экономически высокоразвитые страны.

Острейшей проблемой образования стала стагнация зарплаты его работников по отношению к уровню цен на товары массового спроса. Все так называемые повышения зарплаты в этой сфере лишь компенсируют инфляцию.

Нельзя мириться с ежегодным сокращением численности и доли студентов, обучение которых должно вестись на бюджетной основе. В СССР учеба всех 100% студентов финансировалась государством. Советский пример оказал положительное влияние на Запад. Так, в современной Германии примерно 90% студентов учатся за счет бюджета. В России же в 2006 г. "бюджетные" студенческие билеты получили порядка 530 тыс. человек или всего 32% от всех новоиспеченных студентов. В планах Минобрнауки - сокращение к 2010 г. бюджетных мест еще на 10-15%.Министр Фурсенко считает, что необходимо оставить только 200 вузов.

А вот еще некоторые факты. Примерная стоимость платного обучения в некоторых государственных вузах в 2007 г. колебалась от МГТУ им. Н.Э.Баумана, где нужно было заплатить 64,4 тыс. рублей, МГУ (173 тыс. рублей) и ГУУ (150 тыс. рублей) до МГМО (до 262 тыс. рублей) и ГУ - Высшая школа экономики (до 280 тыс. рублей). Для сравнения, в Англии учеба в самом обычном вузе обойдется гражданам страны в 3 тыс. фунтов стерлингов, тем, кто приехал из-за рубежа - 7 тыс., при том, что среднегодовая зарплата родителей в Англии в 2007 г. составляла почти 24 тыс. фунтов стерлингов. В США обучение стоит приблизительно столько же, однако в Америке большинство студентов получают гранты и пособия, в результате им приходится платить не более половины суммы. Во Франции высшее образование постепенно становится полностью бесплатным, а в Японии рассматривается вопрос о введении всеобщего высшего образования.

На заседании «круглого стола» много говорилось о качестве и содержании образования. Так, депутат Госдумы, лидер движения «Образование для всех» Олег Смолин заявил: «Если посмотреть на наше сегодняшнее образование через призму международных сравнений, то его ухудшение станет особенно ясным: с 15-го места мы скатились на 26-е. Еще недавно, в 1995 году, естественнонаучное образование в российской школе было поставлено заметно лучше, чем в большинстве стран Евросоюза. Это не советская пропаган-да, а вывод Всемирного банка. Однако недавние исследования наших социологов уже не подтверждают былого заключения Всемирного банка. 28% граждан России утверждали в ходе нынешнего опроса, что Солнце - это спутник Земли. Эти люди живут в докоперниковскую эпоху. 33% опрошенных заявили, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезает. Комментарии здесь излишни.».

- Наталья Николаевна, а как на этом фоне выглядит сфера образования Щелковского района.

- Естественно, в Московской области и Щелковском районе она не лишена недостатков, присущих этой отрасли на нынешнем этапе развития общества. Особенно учреждения образования нуждаются в средствах для обновления основных фондов. Средний возраст зданий школ – 38 лет. Но близость к столице (где востребованы солидные знания), огромный кадровый потенциал, сложившаяся гибкая структура образования позволяют нам выглядеть весьма прилично. Вот только несколько цифр из доклада председателя Комитета по вопросам образования Н. В. Суровцевой.

Расходы на образование составляют 45% от всех расходов бюджета района, правда, 71% из них идет на оплату труда. Средняя зарплата в этой сфере более 16 тысяч рублей, гораздо выше, чем в среднем по стране. Отрадно, что в этом году на 150 ребятишек больше, чем в прошлом, сели за парты. (Однако выросла и очередь в детский сад, ныне она составляет более 3800 чел.)

За последние годы улучшилось оснащение школ. Они получили новые компьютерные классы, интерактивные доски, идет уверенное освоение педагогами современных информационных технологий обучения. От 30 до 40% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. В этом году 112 учащихся окончили школу с золотой и серебряной медалью.

Открыт WEB-сайт Комитета по вопросам образования, через интернет формируется единое образовательное пространство района. Во всех образовательных учреждениях созданы управляющие советы, работает муниципальный общественный совет модернизации образования. В несколько раз увеличилось количество учреждений дополнительного образования. 90% детей и подростков занимаются в различных секциях, кружках и др.

В 2007-08 учебном году 7489 ребят стали участниками конкурсов, фестивалей, соревнований районного уровня, более трех тысяч – областного, зонального уровней, всероссийского и международного. В районных конкурсах и соревнованиях победителями стали 1388 детей, 847 победили в областных и зональных конкурсах и соревнованиях, 325 – во всероссийских и международных. 8 воспитанников системы дополнительного образования стали лауреатами именной премии Губернатора Московской области. В целом сфера образования работает намного стабильнее, чем в совсем недавнем прошлом. И в этом я сама могла убедиться, поближе познакомившись, например, с работой школы № 11 имени Г.С.Титова п. Чкаловский (дир. Васильева Т.И.). В школе работают совет старшеклассников и общественный управляющий Совет, который возглавляет военнослужащий, папа одного из учащихся А.П. Шамин, детский театральный коллектив "Вдохновение", поисковый военно-патриотический отряд "Витязь". Ребятам есть, где приложить свою энергию и развить творческую жилку. Я была на их совместных спектаклях. Из юных артистов, рассказывающих о подвиге "Молодой гвардии", наших женщин-летчиц, наверняка, вырастут настоящие патриоты нашей страны. А учителя школы сегодня гордятся тем, что все их выпускники поступили в хорошие институты - МВТУ им. Баумана, Академию народного хозяйства им. Плеханова, Гуманитарный университет и многие другие вузы.

Записала Марина ВЕДЕНЕЕВА



на главную страницу


Copyright © 2008 Russrubezh.narod.ru
Hosted by uCoz